Советы логопеда

 

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  "Детский сад

№ 28"  Еманжелинского муниципального района Челябинской области   

Советы логопеда

 

 

Учитель-логопед детского сада, педагог первой квалификационной категории-

Бахарева Татьяна Анатольевна.

Педагогический стаж работы 39 лет. Образование высшее. В 1980 году окончила Свердловский педагогический институт по специальности "Дефектолог, учитель-логопед".

Имеет награды: 

Почетная грамота Министерства Образования и Науки Челябинской области 22.07.2002г.

Почетная грамота Министерства Образования и Науки Челябинской области  27.10.2006г.

Благодарность Главы Еманжелинского муниципального района 2013г.

 

 

Если ребенок не говорит…

Проявление речевых нарушений.

Нарушение звукопроизношения ( неправильное  артикулирование  звуков, их пропуски, перестановки).

Нарушение слоговой структуры слов.

Бедный словарный запас,  непонимание значений слов и др.

Неправильное грамматическое  оформление высказывания.

 Нарушение связного высказывания.

Мелодико-интонационные недостатки.

Темпо - ритмическая   недостаточность ( ускорение или, наоборот, замедленный темп речи,  запинки, спотыкание,  необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и т.д.).

Бедность выразительных средств устной речи.

Сложности в межличностном общении.

Причины речевых нарушений

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими  либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют  на ребенка – непосредственно или опосредованно - на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем  и старшем дошкольном возрасте. Являясь следствием самых разных причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования

Органические нарушения

Эти нарушения связаны, прежде всего, с поражением центральной или периферической частей речевого аппарата:

*недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;

*отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции. Как правило,  органические нарушения закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве.

 

Функциональные нарушения

возникают в результате разных социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействия стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (как следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно  с близкими людьми и прежде всего с матерью).

 Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребенок вас понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ваш ребенок выполнять следующие инструкции: покажи зайчика, машину, собачку; дай зайчика, машину, собачку; обними маму, поцелуй папу; поиграй в ладушки; закрой глаза и т.д.

Развитие слухового внимания

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра, дождя шелест листьев, лай собаки, музыка, речь людей…Но младенец не способен их различать и оценивать. Это умение приходит со временем. Оно необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говориться. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, формируется произвольное внимание.

 

Направления работы:

*пробуждать интерес к звукам окружающего мира и к звукам речи;

*учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие звуки;

*формировать умение определять направление и источник звука; локализовать звук в пространстве; соотносить количество звучаний с числом;

*учить дифференцировать звукоподражания;

*прививать навык локализовывать и узнавать голос;

*формировать умение различать голоса различной громкости; ориентироваться на смысл сказанного;

*развивать речевую память; устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.

 

ЗА Д А Н И Я:

 Для развития слухового внимания хорошо иметь различные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

Покажите их малышу, продемонстрируйте, как они звучат, а потом предложите отвернуться и догадаться, на каком инструменте вы играете.

Обращайте внимание на «домашние звуки»: что там шумит? Объясните: это шумит холодильник, стиральная машинка, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

Говорите малышу: «Слышишь, как идет дождь, шумит ветер, летит самолет и т.д.

Сделайте вид, что вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.        

Пойте короткие,  ритмические песенки и декламируйте стихи.

Приучайте ребенка слушать детские пластинки, кассеты.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

*Расширяйте кругозор ребенка, Как можно раньше  берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки.

Рассказывайте ему о том, что вы видите.

*Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете.

*Детально проговаривайте с ребенком то, что  с ним происходит или произойдет: «Мы сейчас оденемся», « Как ты хорошо ешь кашу», «Мы сейчас пойдем гулять» и т. п. Такой комментарий позволяет удерживать внимание ребенка к происходящему.

 

Многие родители, стремясь, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец. « Скажи –часы, скажи- ложка; скажи, скажи, скажи…» -без устали обращаются к малышу  взрослые. К сожалению, у детей с задержкой речи подобные «понукания» вызывают, как правило, негативную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Первые слова появляются при общении- взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают - он капризничает, выражает свое недовольство плачем и криком, отказывается что-либо делать, выражает протест, все интенсивнее прибегает к жестам.  

 

   Ни в коем случае не запрещайте  ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные методические приемы. Основной пусковой момент появления речи- общение. Формирование  речи происходит,  прежде всего,

 в диалоге. Для этого можно использовать различные инсценировки, ответы на вопросы, различные команды (иди, сядь, уйди, спи, пей и т.п.). Традиционные игры типа «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.д., заучивание стишков.

 2. консультация для родителей- "Когда и как готовитьребенка к обучению грамоте" 

Наукой доказано, что в период до 3 лет психика ребенка развивается очень интенсивно. Ребенок способен перерабатывать огромное количество информации; гибкость и пластичность Н.С.

в раннем  возрасте помогают ребенку очень легко и быстро реагировать на все окружающее, « схватывать» и запоминать огромное количество разнообразной информации. Однако при этом не следует забывать, что функции Г.М. формируются по определенным законам, и никакие – даже самые выдающиеся - методики не могут изменить нейрогенетических и нейробиологических процессов развития. Поэтому всякая ускоренная насильственная акселерация детей в раннем возрасте является вредной и имеет крайне негативные последствия. Маленький ребенок  еще не готов к отвлеченной аналитико-синтетической деятельности. Обязательной для овладения школьными предметными знаниями. Он овладевает сначала звуками родного языка, затем речью, вслушиваясь в нее, всматривается в артикуляцию взрослого, делает попытки сначала отразить речевой звук, затем произнесенное слово, что является для него сложнейшей «работой».

   В возрасте до 3 лет ребенок должен много двигаться, накапливать сенсорный (чувственный) опыт, первоначальную информацию об окружающем его мире, овладевать предметными действиями. Никакие книги. Символические изображения букв, цифр, математических формул, даже очень ярко представленных, не могут заменить малышу эмоционального общения с близкими взрослыми, игрушками, предметами, с которыми он активно действует, играет. Кроме того, нельзя забывать, что главным основополагающим для системы дошкольного образования является принцип гармоничного развития личности, который учитывает не только интеллектуальные, но и физические, эмоциональные и другие аспекты развития ребенка. Следует только принять во внимание возможность пагубных последствий для неокрепшей, ранимой психики ребенка не соответствующей его возрасту информации. Так, например, установка некоторых родителей на «формирование ребенка- вундеркинда» часто становится причиной невроза у ребенка. В связи с этим постановка вопроса об интенсификации умственного развития детей раннего возраста посредством обучения грамоте и некоторым другим школьным предметам неправильна. Умственные нагрузки в ранний период детства должны быть адекватны возрастным особенностям ребенка и одновременно  должны учитывать индивидуальные возможности каждого малыша.

   По выводам многочисленных  исследований, развитие основных линий психического и физического развития у современного нормально развивающегося ребенка завершается примерно к 6,5 годам. (Социальная зрелость ребенка, уровень интеллектуальной компетентности, коммуникативных и волевых навыков).

      Какими знаниями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу?

  Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе должен принадлежать общему развитию ребенка. Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

 Важнейшим показателем уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речи, восприятие, память, воображение, наглядно–образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные

Признаки предметов и явлений, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения.

   Родители вправе выбирать для своего ребенка форму не только получения дошкольного образования, но и подготовки к школе. Несомненно, более полноценно, системно и комплексно подготовка ребенка к школе осуществляется в дошкольном образовательном учреждении. В отличие от подготовительных классов в которых школьная подготовка носит односторонний характер и, как правило, ограничивается обучением детей чтению, счету, письму, в Д/С организация предметно-развивающей среды и всего воспитательно-образовательного процесса направлена на всестороннее развитие личности ребенка. Подготовка к школе в Д\С не носит узкопредметный характер, а предполагает решение широкого спектра задач, связанных с общим развитием ребенка, формированием способностей- умственных, познавательных, сенсорных, интеллектуальных, социально-коммуникативных и других, содействующих успешному обучению ребенка в школе.

 Родителям нужно знать, что особый ущерб ребенку посещающему д\с , наносит подготовка к школе на базе общеобразовательной школы, где он вынужден длительное время сидеть за партой, выполняя навязанные ему виды учебной работы в тот период, когда у него еще не сформированы навыки учебной деятельности. Кроме того, параллельное обучение ребенка в школе наряду с подготовкой к ней , проводимой в д\с, приводят к значительным физическим и психическим перегрузкам, что также отрицательно сказывается на состоянии здоровья и развития детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»